Декрет о ликвидации безграмотности среди населения рсфср. Литературно-исторические заметки юного техника. Безграмотность населения царской России

Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование Крупская Надежда Константиновна

ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕКРЕТА О ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ

26 декабря 1919 г. Советом Народных Комиссаров за подписью Ленина был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Десять лет боролись мы с безграмотностью, а угробить ее никак не можем… Почему не можем? Мало энергии, энтузиазма в это дело вкладывали? Нет, энергии, энтузиазма было вложено немало. В чем же дело? Да в том, что были мы нищи, что в деревне упорно держалось мелкое разрозненное индивидуальное хозяйство, старые «полосыньки», держался старый быт, старые обычаи, старая психология. Рабочий класс всасывал в свои ряды новые слои, пришедшие из деревни, и они заражали своей безграмотностью рабочие массы, заражали город. Всеобщее обучение больше проектировалось, чем осуществлялось. Получалась своеобразная стабилизация неграмотности. И только когда стали мы пересаживаться на «лошадь крупной индустрии», когда трактор сказал сохе: «Посторонись, матушка», когда колхозное движение взбудоражило всю деревню, стало ломать старую, мелкособственническую психологию, когда деревня стала втягивать в общий водоворот и город, - тогда только сдвинулась с мертвой точки и ликвидация неграмотности. Теперь ясно - дни неграмотности уже сочтены.

Декрет гласил: «Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию».

Безграмотность заражает, влияет на общее состояние культуры страны, потому и издано было обязательное постановление, как существует обязательное постановление о прививке оспы.

Пункт 8-й гласит вдобавок к вышеприведенному постановлению: «…препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности».

Это постановление никогда не отменялось, - но знают ли массы это постановление? За десять лет не было, кажись, ни одного случая, когда работодатель привлекался бы к судебной ответственности за то, что не пускает учиться служащего у него по найму. Не было, кажись, ни одного случая, когда привлекались бы к судебной ответственности родители, не посылающие своих детей, своих дочерей в школу. Не было случая привлечения к судебной ответственности кустарей, которые не посылают своих учеников учиться грамоте. Наркомюст не разработал еще точной инструкции, кто именно подлежит ответственности и какой именно. Он разработать это должен и должен устроить несколько показательных судов, чтобы популяризировать эту часть декрета.

Декрет возлагал обязанность провести дело обучения грамоте на Наркомпрос и его органы на местах. Органы Наркомпроса это делали, но настоящего контроля за этим делом не было, не было никакой ответственности тех органов народного образования, которые ничего не предпринимали для ликвидации неграмотности среди детей, подростков и взрослых. Не несли ответственности даже заведующие детдомами, в которых часть ребят не обучалась грамоте. Повышение ответственности отделов народного образования в этом деле необходимо и по сию пору, особенно в таких областях, как национальные области, с одной стороны, и таких, как Ленинградская область, - с другой, где основные массы уже грамотны и где наблюдается наплевательское отношение к этому делу.

Какие же пути намечал декрет для ликвидации неграмотности среди населения в стране, где год спустя после его издания на тысячу населения было лишь 319 грамотных, а если взять женскую часть населения, то на тысячу женщин грамотных было лишь 244, то есть меньше четверти?

Декрет имел в виду, что одними своими силами Наркомпрос с этим делом не справится, и потому пункт 4-й декрета указывает: «К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности Народным Комиссариатом просвещения и местными органами его привлекаются все организации трудового населения, как-то: профессиональные союзы, местные ячейки Российской Коммунистической Партии, Союз коммунистической молодежи, комиссии по работе среди женщин и пр.»

Был ли выполнен этот пункт? Он стал выполняться лишь в самое последнее время, да и то не везде, да и то скрепя сердце. А жизнь наглядно, прямо кричаще показывает, какое решающее значение имеет участие в этом деле партии, комсомола, женотделов, профсоюзов. Надо заносить на черную доску те профсоюзные, партийные, комсомольские организации, которые относятся к этому делу спустя рукава.

Для обучения нужны люди. И декрет говорит о трудовой повинности. Пункт 3-й гласит: «Народному Комиссариату просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатою их труда по нормам работников просвещения». Десять лет тому назад, когда много слабее были наши партийные и комсомольские организации, профсоюзные организации, когда слабо была развита еще система Советов, когда учителя далеко еще не были на стороне Советской власти, когда не было добровольных обществ, - трудповинность была единственным способом привлечения широких кадров обучающих. Теперь, десять лет спустя, мы можем уже привлечь достаточное число учащих другими методами. Культпоход, начатый по инициативе комсомола, соцсоревнование в этой области, вовлечение в это дело учащихся, студенчества, добро вольцев показали, что десять лет существования Советской власти создали другие возможности. Возвращение сейчас к трудповинности в области ликвидации неграмотности означало бы возвращение к методам военного коммунизма, которые в свое время были неизбежны, но которые теперь в области ликвидации неграмотности звучали бы криком полной беспомощности.

Пункт 5-й декрета говорит о том, что «обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризированных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы».

Тут та же история, что с пунктом о трудповинности. В тех формах, в которых проводился этот пункт десять лет назад, он сейчас проводиться не может. Но каков его смысл? Его смысл - и он остается в полной мере и по сию пору и должен неуклонно проводиться в жизнь - тот, что хозяйственные организации должны оказывать материальную помощь делу ликвидации безграмотности, что они от этого дела, как и от всего дела помощи просвещению масс, отмахиваться не могут. Это их дело в такой же мере, как и дело профсоюзных и партийных организаций.

Другой смысл этого пункта тот, что надо при организации ликвидации неграмотности подходить к этому делу не формально, а обращать внимание на то, чтобы создавать для обучающихся благоприятную обстановку, дающую им возможность обучаться. Культпоход пошел по пути помощи учащимся на ликпунктах путем создания яслей, детских комнат, путем создания для учащихся-безграмотных возможности разгрузиться от стояния в очередях, путем лучшей охраны их труда, их прав и т. д.

В то время, когда писался декрет о ликвидации неграмотности, в области финансовой царил еще хаос, не было в ней плановости, не было бюджета. И потому декрет ничего не говорит о порядке финансирования работы по ликвидации неграмотности. Но только тот, кто чисто формально подходит к декрету, кто не хочет считаться с его духом, может считать, что можно устраивать всякие бюрократические кунштюки, чтобы «отъедать» где миллиончики, где сотни тысяч из средств, ассигнованных на ликвидацию неграмотности. Бюджетная дисциплина - одно, а бюджетные махинации - другое. Одно дело - экономия средств, другое - саботирование принятых страной постановлений.

Пункт 6-й декрета говорит о том, что «для ликвидации безграмотности органам Народного Комиссариата просвещения предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях и т. п.».

Сделано ли это? Далеко не в полной мере. Декрет ведь говорит о ликвидации безграмотности не только среди взрослых, но и i среди детей и подростков. Декрет имеет в виду не только ведь ликпункты, но и детские и подростковые школы-примитивы. Где они? Найдены ли под них здания?

Пункт 7-й гласит:

«Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями».

Десять лет тому назад органы снабжения снабжали ряд учреждений бесплатно. Но если мы откинем даже то, что проистекало из финансового неустройства, то все же этот пункт красноречиво говорит об обязательствах ГИЗа, об обязательстве отдела наглядных пособий.

Говоря о ликвидации безграмотности, Ильич не раз повторял, что в этом малом деле отражается основная задача нашей революции.

Надо декрет о ликвидации безграмотности, сделав все нужные поправки на современность, провести возможно скорее в жизнь. Надо объединить все силы партийных, советских, профсоюзных, хозяйственных, общественных организаций и добиться скорейшей победы на этом фронте во что бы то ни стало.

1929 г.

Из книги Книга Кагала автора Брафман Яков Александрович

№ 23. Копия с бет-динского декрета по делу, производившемуся между вышеназванными кагальными адвокатами и реб Элиазаром Дело о праве на владение домом, а равно всеми к нему принадлежащими строениями и двором, находящимися на Троицкой улице и принадлежавшими некогда

Из книги 2008_5 (554) автора Газета Дуэль

Из книги Трудовое воспитание и политехническое образование автора

В КОМИССАРИАТ ТРУДА (ПРОЕКТ ДЕКРЕТА) Отдел по внешкольному образованию при Комиссариате по просвещению, рассматривая вопрос о внешкольном образовании рабочей молодежи, пришел к заключению, что для успешного проведения занятий с подростками, работающими на фабриках и

Из книги Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование автора Крупская Надежда Константиновна

ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ Ликвидировать быстро безграмотность в нашей безграмотной России, где женское население местами сплошь безграмотно да и мужского-то населения половина фамилии подписать не умеет, ликвидировать безграмотность в стране, где на некоторые

Из книги Публицистика 1918-1953 годов автора Бунин Иван Алексеевич

ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ В английских буржуазных газетах в связи с заключением мира с Польшей пишут, что теперь приходится иметь дело уже не с большевиками 1917 года, - Россия вновь стала великой державой, с которой приходится считаться.Да,

Из книги Литературная Газета 6470 (№ 27 2014) автора Литературная Газета

МЕСТО ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ В ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТЕ (ИЗ ДОКЛАДА НА II ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ПО ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ) Незадолго до болезни Владимира Ильича я рассказывала ему, что в настоящий момент американцы агитируют за то, чтобы к 1927 г. окончательно

Из книги автора

ЕЩЕ РАЗ О ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ВСЕСОЮЗНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕЩАНИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ И МАЛОГРАМОТНОСТИ) Если мы посмотрим на деятельность правительства в последнее время, то увидим, как оно особо подчеркивает вопрос о необходимости подъема

Из книги автора

Из книги автора

ДЕКРЕТ ОСТАЕТСЯ В СИЛЕ (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТОРЖЕСТВЕННОМ ЗАСЕДАНИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ КОМИССИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ И ПРЕЗИДИУМОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО И МОСКОВСКОГО СОВЕТОВ ОБЩЕСТВА «ДОЛОЙ НЕГРАМОТНОСТЬ») ЖИЗНЬ ДИКТУЕТТоварищи, когда дело идет, например, о

Из книги автора

КАЖДЫЙ ЗАВОД - КОЛЛЕКТИВ КУЛЬТАРМЕЙЦЕВ (ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА V ВСЕРОССИЙСКОМ СОВЕЩАНИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ) Наше совещание должно носить архиделовой характер. Мы много говорили в предыдущие годы о значении ликвидации безграмотности, мы имеем точное

Из книги автора

Из книги автора

К 15-ЛЕТИЮ ДЕКРЕТА О ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ 26 декабря 1919 г. за подписью Ленина был издан декрет о ликвидации неграмотности. Это было время, когда наша разоренная, измученная страна была еще охвачена гражданской войной, шла еще борьба за власть. Но Ленин никогда не

Из книги автора

15-ЛЕТИЕ СО ДНЯ ОПУБЛИКОВАНИЯ ДЕКРЕТА О ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ (ТЕЗИСЫ К ДОКЛАДУ ПО РАДИО) А. ЛЕНИНСКИЕ УСТАНОВКИ 1. 15 лет тому назад, 26 декабря 1919 г., в год самой острой гражданской войны, когда мы одержали ряд крупнейших побед, опубликован был ленинский декрет о

Из книги автора

Б. ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕКРЕТА О ЛИКБЕЗЕ 1. При Главполитпросвете была организована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧКл/б), которая взяла на себя задачу ликвидации безграмотности среди подростков и взрослых (от 14 до 50 лет). Работа

Из книги автора

Проклятое десятилетие* Письмо <в редакцию>Дорогой Петр Бернгардович!Я слишком поздно получил Ваше письмо, Вашу просьбу отозваться на «проклятое», по Вашему выражению, десятилетие, которое будет на днях «праздновать» Россия. Кроме того, что я могу сказать? Все слова

Из книги автора

Источник надежды и безграмотности Современный русский язык в интернете / Ред. Я.Э. Ахапкина, Е.В. Рахилина. - М.: Языки славянской культуры, 2014. – 328 с. – 500 экз. Что таит в себе интернет – угрозу или надежду для учителя-словесника? Учителя, в силу объективных причин, нередко

26 декабря 1919 года Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят поистине исторический Декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Согласно ему, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности.

К началу ХХ века уровень грамотности в России был очень низким для страны, вступившей на путь индустриального развития. Разные источники приводят цифры от 30 % до 38 % грамотного населения от общего числа жителей России.

Ликвидация неграмотности разворачивалась в условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции.

Восстановление народного хозяйства настойчиво требовало ликвидации неграмотности и повышения культуры всего народа. Советское правительство выделяло на борьбу с неграмотностью огромные средства. Все снабжающие организации были обязаны удовлетворять нужды ликбеза в первую очередь.

Достижение всеобщей грамотности рассматривалось советским руководством как одна из приоритетных задач. Как говорил Владимир Ленин — «нам нужно громадное повышение культуры. Надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства»

К 10-летию Октябрьской революции в ряде районов страны эта задача была решена. По переписи 1926 года доля грамотного населения выросла вдвое по сравнению с дореволюционным временем и составила 60,9%. А к концу 30-х годов массовая безграмотность была преодолена. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89,7%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные. Так, грамотность мужчин составляла - 96 %, женщин - 83,9 %, городского населения - 94,9 %, сельского - 86,7 %.

Декрет Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». 26 декабря 1919 г.

В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил:

1.Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведется в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам НКП.

2. Срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами депутатов.

3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения.

4.К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности НКП и местными органами привлекаются все организации трудового населения…

5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.

6. Для ликвидации безграмотности органами НКП предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях.

7. Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями.

8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.

9. Народному Комиссариату Просвещения поручается в двухнедельный срок издать инструкцию по применению настоящего декрета.

Председатель СНК В. Ульянов
Управляющий делами СНК Вл. Бонч-Бруевич


75 лет назад, в 1937 году, при подведении итогов переписи населения оказалось, что в СССР, где одним из главных достижений советской власти считалась всеобщая грамотность, каждый четвертый гражданин не умел читать и писать. Обозреватель "Власти" Евгений Жирнов разбирался в странной истории борьбы с неграмотностью, начавшейся в 1919 году и не оконченной даже в 1960-х.

"От обучения на ликпунктах освобождаются дефективные"


Историю о том, как борьба с неграмотностью превратилась из одной из очередных задач советской власти в огромное общенародное дело, заместитель народного комиссара просвещения РСФСР и жена Ленина Надежда Константиновна Крупская рассказывала в разных аудиториях и описывала в своих статьях много раз, вспоминая и добавляя разные живые детали. Не забывала она упомянуть и о начальном, пусть и не слишком успешном, этапе этой войны с темнотой и невежеством, начавшейся в 1919 году. А также о том, что вообще послужило толчком для начала кампании по ликвидации безграмотности.

"Капитализм с самых первых шагов встал лицом к лицу с необходимостью дать рабочим массам хотя бы элементарную грамотность: без этого трудно было управлять массами, регулировать их труд, правильно инструктировать их, нельзя было наладить жизнь крупных торгово-промышленных центров. Капиталисты поняли, что грамотность масс — одно из условий успешного развития крупной промышленности. И, поняв это, приняли все меры к тому, чтобы добиться поголовной грамотности... А мы? Мы ведь не какая-нибудь буржуазная страна. Мы держим руль на коммунизм, хотим перестроить всю жизнь по-новому... Но поняли ли мы, что всеобщая грамотность — необходимое условие развития крупной промышленности, необходимое условие для первых шагов по пути к социализму?"

Крупская считала, что эту истину осознали далеко не все. Декрет Совнаркома РСФСР "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" приняли 26 декабря 1919 года. Но отношение к нему не слишком отличалось от отношения к остальным распоряжениям советского правительства первых послереволюционных лет. В условиях гражданской войны и разрухи не хватало самого необходимого, и в большинстве губерний с декретом о ликвидации неграмотности поступили так же, как и с другими распоряжениями центральных властей, шедших в губкомы и губисполкомы сплошным потоком,— положили под сукно. До того времени, когда в Москве о них вспомнят и начнут требовать исполнения.

То, что борьба с неграмотностью по сути не начиналась, Наркомпрос, а вслед за ним и Совнарком осознали летом следующего года, и 19 июля 1920 года появился новый декрет — об учреждении при Главполитпросвете Наркомпроса Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности и ее органов на местах.

"При Главполитпросвете,— вспоминала Крупская в 1934 году,— была организована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧКл/б), которая взяла на себя задачу ликвидации безграмотности среди подростков и взрослых (от 14 до 50 лет). Работа комиссии протекала в чрезвычайно трудных условиях — в условиях общей разрухи (характерно, что в книжке Д. Элькиной "Ликвидаторам неграмотности. Практическое руководство", вышедшей в 1921 г., был раздел: "Как обойтись без бумаги, без перьев, без чернил, без карандашей"), разрухи детской школы, разрухи в области библиотечного дела, издательского дела. Первые годы нэпа дело ликвидации безграмотности продвигалось медленно. Учительство не было еще окончательно политически завоевано. Не было учета неграмотных, не было учебников, программ, методических установок. Надо было составить букварь, указания, как учить, связаться с местами, с другими организациями и т. д. ВЧКл/б проделала большую работу в этом отношении".

Но едва ли не более важным препятствием в деле борьбы с безграмотностью оказалось то, что сотрудники ВЧКл/б пытались добиться выполнения поставленной задачи такими же методами, как ВЧК Феликса Дзержинского,— с помощью принуждения. Благо, декрет 1919 года открывал для этого широчайшие возможности.

"Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте".

А в пункте 8 оговаривались санкции за нарушение декрета:

"Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности".

На местах требования декрета уточнялись и дополнялись местными правилами обязательной явки на занятия в пункты ликвидации безграмотности — ликпункты. Например, в распоряжении Орловского губернского исполкома говорилось:

"1. Все физически здоровое неграмотное население Орловской губернии обоего пола в возрасте от 14-ти до 35-ти лет, подлежащее обучению на 1923-1924 учебный год, обязано посещать ликпункты.

2. От обучения на ликпунктах освобождаются:

а) единственный хозяин или хозяйка в семье,

б) больные, имеющие медицинское свидетельство от врача или удостоверение от местного сельсовета на время болезни,

в) дефективные,

г) лица, привлеченные к выполнению общественных повинностей, до освобождения таковых,

д) беременные женщины за три месяца до родов (и роженицы на один месяц после родов),

е) матери, имеющие грудных детей, в период кормления грудного до 1 года".

В большинстве губерний за непосещение ликпунктов устанавливались разнообразные штрафы и наказания. Вот только насильственная борьба с неграмотностью давала не самые лучшие результаты не только в глухих деревнях, но и в достаточно благополучных городах. В Череповце, например, в 1923-1925 годах из 474 учтенных неграмотных обучили меньше трети — 134 человека. И этот показатель считался далеко не худшим.

Ко всему прочему в Наркомпрос шел поток жалоб крестьян, недовольных нажимом ВЧКл/б. Так что поневоле напрашивался вывод о том, что насильственное обучение не дает нужного результата, и Крупская начала выступать за его отмену. В июне 1924 года, выступая на III Всероссийском съезде по ликвидации неграмотности, она говорила:

"Вопрос о принудительности, на котором я хочу остановиться,— очень больной вопрос. Некоторые товарищи отнеслись к моим словам с сомнением, когда я на конференции политпросветчиков высказала мысль, что принудительные меры — палка о двух концах. А между тем когда знакомишься с описанием того, что происходит в деревне, то убеждаешься в правильности этой мысли. В деревне, где нет книги, где нет газеты, вдруг появляется и читается от имени сельсовета постановление, что "те лица, которые не будут посещать ликпункты, будут привлекаться к ответственности". А самого-то ликпункта нет! Какое впечатление производит на крестьян такое постановление? Конечно, оно вызывает только насмешки со стороны крестьян и желчные речи: "Вот, мол, школы нет, дети растут безграмотными, а они шестидесятилетних старух хотят послать на ликпункты". Выходит, что ликпункта еще нет, а уж привлекают к ответственности за непосещение его".

"О денежном участии грамотных в ликвидации неграмотности"


Годом ранее Крупская начала разрабатывать совершенно иную модель ликвидации безграмотности, главные черты которой позаимствовала у капиталистов.

"В Германии и Швейцарии,— писала она в "Правде",— неграмотны только тяжело больные от рождения. Америка, куда вливались все время массы безграмотных эмигрантов из отсталых стран, находится в худших условиях, чем европейские буржуазные страны. Однако она делает все, чтобы ликвидировать безграмотность в стране. В 1922 г. в Неделю просвещения (с 3 по 9 декабря) развернута была широчайшая агитация за ликвидацию безграмотности. "Пусть каждый грамотный позаботится об обучении одного безграмотного" — этот лозунг докатился до каждого местечка, до каждой фермы. К 1927 г. в Северо-Американских Штатах не должно быть ни одного безграмотного. Нельзя подходить к делу бюрократически. "Пусть каждый грамотный позаботится об обучении одного безграмотного" — это замечательно практичный лозунг, практичный благодаря своей простоте".

В мае 1923 года Крупская рассказывала борцам с неграмотностью, что она обсудила свои предложения с Лениным:

"Незадолго до болезни Владимира Ильича я рассказывала ему, что в настоящий момент американцы агитируют за то, чтобы к 1927 г. окончательно ликвидировать у себя безграмотность. В ответ на это Владимир Ильич сказал: "Надо и нам у нас к тому времени ликвидировать безграмотность". По этому поводу он предполагал дать специально статью, но болезнь помешала ему осуществить это свое намерение... Вопрос о том, в какой степени мы сможем развернуть эту работу, зависит от общего международного положения. Если мировой капитал займет наступательную позицию, то все наши силы будут обращены на борьбу с ним; если же международное равновесие сохранится, то в отношении материальном мы будем иметь возможность справиться с нашей очередной задачей в кратчайший срок. Для этого потребуется огромное напряжение сил. Затруднения будут не только финансового, но и организационного характера. Можно совершенно бесцельно истратить средства, если не будет достаточно продумана и налажена организационная сторона работы. Это тем более важно, что в настоящих условиях Советское правительство на ликвидацию безграмотности может дать гроши. Нам можно поучиться у американцев, которые, агитируя за ликвидацию безграмотности, бросили лозунг: "Пусть каждый грамотный обучит одного безграмотного". Конечно, это не следует понимать в буквальном смысле. Здесь речь идет об определенном денежном участии грамотных в ликвидации неграмотности, в содержании учителей".

Для сбора налога с грамотных и организации борьбы с неграмотностью Крупская предложила привлечь все партийные, комсомольские и общественные организации страны:

"Мы должны привлечь к работе по ликвидации неграмотности такие организации, как профсоюзы, женотделы, РКСМ и другие — партийные, центральные и местные — органы".
А кроме того, обещала, что поставленные цели, в отличие от предыдущих лет, будут достигнуты:

"Работа Главполитпросвета в этой области не всегда шла как по маслу. Наряду с несомненными практическими достижениями в ней было также много лишнего, которое сейчас отброшено уже как ненужный балласт. В настоящее время Главполитпросвет можно считать более или менее окрепшей организацией, которая справится со своей задачей".

План ликвидации безграмотности к 1927 году выглядел вполне исполнимым. Кроме того, его вынесли на обсуждение высшего законодательного органа — Съезда советов — вскоре после кончины Ленина. Так что отказать вдове вождя мирового пролетариата депутаты не смогли:

"Смерть Ленина и его последние статьи, где так много говорилось о культуре, о культурной работе в деревне, о культурной революции, подняли общественное внимание к делу ликвидации неграмотности. XI Всероссийский съезд Советов 29 января 1924 г. принял резолюцию "О ликвидации неграмотности среди взрослого населения РСФСР". Сроком ликвидации неграмотности съезд установил X годовщину Октября. Съезд одобрил работу ВЧКл/б, увязку ликбеза с политикой партии в области государственного и хозяйственного строительства, одобрил работу среди нацменьшинств. Съезд постановил возложить ответственность за своевременное и успешное проведение работы по ликбезу на председателей областных и губернских исполнительных комитетов, дал указания о расширении сети школ для неграмотных и малограмотных, дал указания издательствам, Наркомфину... Съезд обратился с призывом ко всем органам Советской власти в центре и на местах, ко всем партийным, профессиональным и кооперативным организациям, ко всей советской общественности "проникнуться сознанием важности осуществления лозунга Ленина и всеми силами содействовать борьбе с народной темнотой". Это обращение имело большое значение. Вскоре организовалось общество "Долой неграмотность" (ОДН), и М. И. Калинин, став его председателем, крепко начал помогать этому делу. Через два года состоялся I съезд ОДН, общество уже имело 1600 тысяч членов и 28 тысяч ячеек, было издано уже 5 миллионов букварей. Скоро возникло акционерное издательство "Долой неграмотность", развернувшее широкое издание популярной литературы".

Однако на самом деле экономическая составляющая плана Крупской рухнула в самом начале процесса. У Наркомата финансов постоянно находились более важные и неотложные задачи, требующие денег, чем ликвидация неграмотности. А взнос с грамотных в размере пяти рублей в год в стране, где представители сельской власти получали 8-12 рублей в месяц, оказался непосильным, и просвещенные граждане СССР прилагали массу усилий, чтобы избежать уплаты "налога на грамотность".

Кроме того, как только ажиотаж вокруг создания ОДН прошел, из общества начался массовый отток членов. Крупской пришлось признать поражение.

"Работа,— вспоминала она в 1934 году,— подвигалась медленно, и через четыре года силами ОДН была ликвидирована неграмотность лишь миллиона человек. Исполкомы, увлеченные хозяйственной работой, мало обращали внимания на развертывание сети ликпунктов и школ для малограмотных, деревня еще жила по-старому, царило мелкое крестьянское хозяйство с его бескультурьем, школа продолжала находиться в тяжелом положении, не было всеобуча, не были подрезаны корни неграмотности, молодое поколение росло неграмотным. Становилось очевидно, что к 10-летию Октября безграмотность не будет ликвидирована, знания, которые давали ликпункты, часто занимавшиеся лишь по три месяца, были ничтожны, никого не удовлетворяли".

Власти и общественные организации в центре и на местах тоже стремились уменьшить планируемые показатели по количеству обучаемых и обученных неграмотных, чтобы уберечь себя от наказания за неисполнение планов. К примеру, в марте 1926 года на IV Уральской областной конференции РЛКСМ говорилось:

"Народный Комиссариат Просвещения дал Уралу директиву о ликвидации неграмотности к 10-й годовщине Октября на 75%. Без поддержки общественных организаций политико-просветительские органы не в состоянии ее выполнить. В городах ликвидация неграмотности проходит успешно, хуже обстоит дело в деревне. Крестьяне слабо посещают ликпункты".

Не радовали и данные о грамотности, полученные в ходе переписи населения 1926 года. Сама Крупская писала:

"Если мы возьмем данные Всесоюзной переписи 1926 г., то по Европейской части РСФСР получим следующую картину: в городских поселениях неграмотных осталось лишь 15% (в возрасте от 8 до 50 лет), если же возьмем сельские поселения, то там неграмотного населения этого возраста оказывается уже 44,3%".

Обучить такое количество людей явно не представлялось возможным. А потому ей в итоге оставалось только признать очевидный факт:

"К X годовщине Октября задача, поставленная XI съездом Советов, о полной ликвидации неграмотности в РСФСР к этому сроку оказалась невыполненной".

"Постановлено сделать все население грамотным"


Крупская старалась найти объяснения, а скорее оправдания для себя и своих соратников по борьбе с неграмотностью. Немалую долю вины она брала на себя и писала, что план ликвидации неграмотности к 1927 году строился на мечтах, а не на расчетах.

Кроме того, она обратила внимание на такое широко распространенное явление, как возвратная неграмотность, и рассказывала о нем делегатам II съезда ОДН в 1929 году:

"У нас часто бывают рецидивы (возвращение) неграмотности. Эти рецидивы неграмотности бывают потому, что ликпункт часто недостаточно заботится о том, чтобы приобщить неграмотных к общественной жизни, чтобы приучить их читать газеты, ходить в библиотеку или избу-читальню и т. д. Мне, товарищи, из прошлого вспоминается такой случай. Это было давно, в прошедшее время, в Питере. Я тогда занималась в вечерне-воскресной школе. Там был один выдающийся педагог (учитель) Аврамов. Аврамов учил в то же время в детской школе около Волкова кладбища. К нему съезжались учителя со всей России смотреть, каких громадных результатов он достигает, занимаясь с тремя группами. И я была в этой школе и видела, что дети старшей группы писали без ошибок, писали, соблюдая все знаки препинания, и прекрасно излагали прочитанное. И вот я помню, как Аврамов пришел раз в нашу вечернюю школу страшно расстроенный и говорит: "Вы подумайте, у меня была ученица Марфуша. Эта Марфуша была лучшей ученицей, проучилась три года. И вот прошло несколько лет. Марфуша выходит замуж. Надо расписаться. И вдруг оказывается, эта Марфуша, которая писала, соблюдая все знаки препинания, литературно уже писала, не может подписать своей фамилии — такой рецидив безграмотности". Откуда взялся такой рецидив безграмотности? Оттого, что плохо учил ее учитель? Нет, не от этого. Рецидив безграмотности появился потому, что Марфуша, как вышла из школы, больше никакого печатного знака не увидела: газет не читала, книг не читала и занималась только повседневной домашней работой. Надо, товарищи, отдать себе отчет, что, как бы прекрасно ни учили на наших ликпунктах, каких бы хороших результатов ни достигали здесь, мы будем иметь много рецидивов, если не будем заботиться о том, чтобы во время обучения приучать учащихся читать газеты, пользоваться библиотекой".

Осенью 1928 года на общем собрании сотрудников Наркомпроса РСФСР Крупская сетовала:

"Я недавно приехала и потому не знаю о начале похода, как предполагается его провести, как налажено дело с организационной стороны. Но что всем бросается в глаза — это недостаточная активность масс. Недостаточно того, что где-то в верхах, скажем в Наркомпросе, в том или другом комвузе, говорят по этому поводу. Недостаточно того, что комсомол пошел в атаку на тьму. Но как-то всему этому не придано такого характера, как, например, сумели физкультурники придать своему походу. Не ощущается наличия широкой планомерной кампании, которая бы организовала широкие массы".

Заметила она и другие недостатки:

"Каждый из вас знает, что такое Ленинград в смысле культурной единицы. И вдруг в Ленинграде весь план ликвидации неграмотности срезали вдвое. Думаю, что массы внесут тут поправку. Перед тем как идти сюда, я получила тревожнейшее письмо из Тамбовской губернии... Из этой губернии приходят самые отчаянные письма от женщин, которые бьются в сетях безграмотности. И вдруг, здравствуйте,— сломан весь план по ликвидации неграмотности: вместо 138 тысяч намечается 62 тысячи обучить. Мы сейчас дали телеграмму, но, что из этого выйдет, ничего не известно".

Крупская пыталась предложить новые методы, стимулирующие ликвидацию безграмотности.

"Мне кажется,— писала она в 1929 году в приветствии Съезду по ликвидации неграмотности,— съезду надо всесторонне обсудить план соревнования на ближайший год. Первый вопрос — как втянуть в дело массы, как их втянуть в соревнование. Несомненно, надо привлечь к этому делу сельсоветы и горсоветы. Необходимо, чтобы и они вступили в соревнование, их культсекции могут провести очень большую работу с массами, ведь задачи Советов именно и заключаются в организации масс около определенных дел. Соревнование культотделов Советов по линии ликвидации безграмотности может дать очень много. Надо пробудить в них, разжечь в них чувство социалистической чести. Далее идет вопрос о соревновании между собой различных учреждений, фабрик, цехов, сел и т. д. Но соревнование надо, конечно, проводить так, чтобы втягивать в него поголовно всю массу".

В том же приветствии она предлагала и применение экономических стимулов для участников ликвидации безграмотности:

Но к ее мнению уже не прислушивались, а если предложения Крупской и использовали, то без всякого согласования с ней. Ведь все дело борьбы с безграмотностью взял на себя ЦК ВКП(б), и партийным организациям поставили грандиозные задачи.

"Постановлено,— писала "Правда" 8 сентября 1929 года,— в этом году ликвидировать неграмотность среди рабочих и работниц всех промышленных предприятий, на следующий год покончить с ликвидацией неграмотности среди рабочих совхозов и колхозников, а еще через год сделать все население грамотным. В этом году предстоит очень большая работа. Главная масса безграмотных в рабочей среде — это работницы и новые кадры пришедших из деревни рабочих. Среди работниц мешать ликвидации безграмотности будут главным образом бытовые условия. Громадную помощь окажет тут дошкольный поход. Поможет переход на беспрерывное производство, который даст возможность работнице всю неделю пользоваться яслями и детсадами, но необходим еще громадный сдвиг в деле всего коммунального хозяйства, рост общественных столовых, детских столовых, рост общественных прачечных и т. д. Среди низовых кадров рабочих надо развернуть широкую агитационную работу, втянуть их целиком в учебу".

"Все еще нет полного охвата учебой неграмотных"


Однако, как и в 1927 году, добиться поставленной цели не удалось. Но признать поражение ни ЦК, ни руководители на местах не могли и шли на откровенный подлог. Крупская, выступая в 1931 году на пленуме Центрального штаба ликбезпохода и Центрального совета ОДН, говорила:

"У нас в последнее время увлекаются объявлением целых районов, городов сплошь грамотными. Мы считаем при этом грамотными тех, кого по существу вполне грамотными считать нельзя. Работа над ликвидацией малограмотности, которая иногда граничит с неграмотностью, должна быть развернута очень большая. Нам надо сделать так, чтобы каждый умел пользоваться книжкой, чтобы каждый умел читать газеты и т. д. Все это не так просто, как кажется на первый взгляд".

Провалы в деле ликвидации безграмотности продолжались и в следующие годы. В декабре 1933 года "Дагестанская правда" писала:

"Несмотря на своевременное указание Центрального Штаба культпохода — "начать учебу среди взрослых в сельской местности с 15 октября, а в городах с 15 сентября" — в большинстве городов и районов Дагестана учеба еще не развернута. В Махач-Кале, где ликбезработа должна быть поставлена образцово, все еще нет полного охвата учебой неграмотных и малограмотных, посещаемость низка. В Хасав-Юртовском районе, особенно в Ауховском участке, не организовано ни одного ликбеза, а в начальных школах посещаемость крайне низка. В группах по 40-35 человек, приходят на занятия 10 учащихся. Почти такое же положение в Махачкалинском и других районах. Касумкентский, Табасаранский районы даже не развернули подготовительную работу к учебе взрослых. Сектором учета НКПроса были посланы бланки учета работы школ взрослых и детей. Ни один из районов сводок в НКПрос до сих пор не представил, если не считать двух-трех районов, которые прислали путаные сводки. Эти факты говорят о полном неблагополучии на фронте всеобуча, говорят о необходимости, не теряя ни минуты, принять все меры к усилению работы на фронте ликбезработы под лозунгом подготовки большевистского рапорта к 14 годовщине декрета Ленина о ликвидации безграмотности (26 декабря). Все методы массовой, разъяснительной работы, соцсоревнование и ударничество должны быть направлены для привлечения широких масс трудящихся в борьбе за полный охват учебой малограмотных и неграмотных на поднятие дисциплины и качества учебы во всех школах".

Не помогали ни новые постановления ЦК, обязывавшие усилить и ускорить работу по ликвидации безграмотности, ни дополнительные меры по материальному стимулированию районов, школ и учителей, лучше всех справившихся с обучением неграмотных и малограмотных. В 1936 году вышло совместное постановление ЦК ВКП(б) СНК СССР "О работе по обучению неграмотных и малограмотных", которым предписывалось за год обучить грамоте два миллиона человек. Причем в ходе работы по выполнению этого постановления выяснилось, что даже в рядах "передового отряда страны", коммунистов, есть значительное количество не умеющих читать и писать. В Башкирии, например, обнаружили около 800 коммунистов, которые, как говорилось в документах, "являются азбучно неграмотными". А в Татарии на 1 января 1937 года после большой проделанной работы по ликвидации безграмотности среди членов ВКП(б) вновь оказалось 104 неграмотных.

Именно поэтому результаты переписи населения, проведенной в январе 1937 года, в части грамотности опрошенных вряд ли должны были удивить руководство партии и государства. Но действительность превзошла худшие ожидания. По предварительным данным переписи, в стране насчитывалось 62 521 486 неграмотных граждан и 61 333 867 грамотных. Если не считать детей до десяти лет, соотношение получалось чуть менее устрашающим — 26% граждан СССР страны не умело ни читать, ни писать. Из-за этих цифр, как и из-за данных о численности населения и его религиозности, перепись объявили вредительской, а ее результаты засекретили.

Но цифры вполне соответствовали реальности. В том же январе 1937 года женщины-работницы из Калинина и Вышнего Волочка писали Крупской о том, что хотели бы ликвидировать неграмотность, и просили ее совета. Вдова основателя советского государства ответила:

"Социализм строится под руководством партии, но строится он миллионами рук. Только есть у нас еще безграмотность, а мы не заботимся, чтобы эту неграмотность до конца вытравить, как того Ленин требовал. Ильич говорил: надо, чтобы работницы, рабочие сами взялись за это дело, тогда дело быстро двинется вперед. Возьмитесь за него".

Она опять надеялась, что неграмотность удастся победить к славной юбилейной дате. На этот раз к 20-й годовщине революции. Но даже с помощью приписок и подтасовок руководство страны не решалось объявить о приходе в СССР поголовной и стопроцентной грамотности. Во время переписи населения 1939 года в число грамотных записали всех, кто мог едва расписываться, и в результате объявили, что в стране 90% грамотных.

Однако на протяжении 1940-х годов в разных областях и республиках появлялись решения региональных властей о продолжении борьбы с неграмотностью. А когда 4 января 1957 года появилось постановление ЦК КПСС "О ликвидации неграмотности среди населения", стало понятно, что новый рубеж, намеченный партией и правительством,— 40-я годовщина Октября.

О том, что и эта попытка не принесла полной и окончательной победы над безграмотностью, свидетельствовало очередное партийное решение — постановление бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров от 27 августа 1962 года "О завершении ликвидации неграмотности и малограмотности в РСФСР". И снова стопроцентного результата не получилось. Например, в отчете о выполнении постановления 1962 года в Кемеровской области говорилось:

"На 1 июля 1964 г. по городам и селам оставалось 725 неграмотных в возрасте от 16 до 49 лет. В текущем году завершена ликвидация неграмотности рабочих на предприятиях химической, металлургической и энергетической промышленности. На 1 июля 1965 г. по области осталось 398 неграмотных и 4155 малограмотных. Обком КПСС, партийные, профсоюзные, комсомольские организации городов и районов принимают меры, чтобы закончить обучение оставшихся неграмотных в течение 1965 года".

На фоне бесконечно повторявшихся рассказов о том, что СССР стал страной сплошной грамотности еще в начале 1930-х годов, вся эта долгая история ликбеза выглядит действительно странно. Но ничего странного не было и нет. Ведь у низведенных до положения крепостных колхозников и рабочих не оставалось ни времени, ни сил на чтение и тем более письмо. Так что возвратная неграмотность, о которой рассказывала в 1929 году Крупская, настигала их скоро и неотвратимо. И никакие кампании по ликвидации неграмотности не могли этого изменить.

К концу XIX века грамотность населения Российской империи считалась очень низкой для страны, вставшей на путь индустриального развития. Отправной точкой уровня грамотности на начало века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными. В 1897 году грамотным было всего - 21,1% населения, в т.ч. 29,3% мужчин и 13,1% женщин. По Сибири грамотность составляла 12% (за вычетом детей до 9 лет - 16%), по Средней Азии - 5,6% из всего населения. В последующие годы уровень грамотности, безусловно, возрастал. Правда, оценки числа грамотного населения России на 1914-1917 годы сильно разнятся. Ряд западных учёных оценивают грамотность населения к 1915 году в 35-38%. Бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев в своей статье за 1916 год приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России. Существует также оценка грамотности населения России в 45% к 1914 году.

Однако после войн и революций статистика по стране выглядела более чем плачевно. Западные губернии, где в предвоенные годы вкладывались большие средства в образовательную инфраструктуру, и где уже достигнутый уровень грамотности несколько повышал средние данные по империи, были оккупированы и не вернулись в состав страны. Много грамотных было призвано в армию и погибло на фронтах. Абсолютное большинство политической эмиграции, покинувшей страну в 1917-1920 годах, так же было грамотным. Философ И.Ильин, высланный из Советской России на «философском пароходе», предлагал считать российскую эмиграцию (более полутора миллионов человек) «самым образованным в мире народом».

Остаётся только догадываться, кто же остался в России, чтобы ликвидировать безграмотность большинства её населения…

Придя к власти, большевики сразу же приняли «чрезвычайные» меры не по обучению и просвещению, а именно по ликвидации безграмотности, и добились в этой борьбе больших успехов. В 1920 году для выполнения Декрета о ликвидации безграмотности 1919 года СНК принимает Декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имеют обязательный характер. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.

Согласно постановлениям ВЧК ликбез, каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти человек должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Для преподавательской работы в ликпунктах добровольно-принудительно привлекались как грамотные, так и полуграмотные люди, которые сами только что научились читать и писать. Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, простейший счёт. В начале 1920-х годов Наркомпросом было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

В 1920-1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание - под названием «Долой неграмотность» - включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению - «Мы – не рабы, рабы – не мы»). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В.В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е.Я. Голанта. Заметим, что для крестьян специальных букварей никто не выпускал. Между тем, безграмотность именно сельского населения в некоторых районах была почти поголовной. Возможно, власть уже тогда планировала ликвидировать крестьянство вместе с безграмотностью?.. Часть учебных пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40). В программу ликбезов в обязательном порядке входил курс политграмоты, чтобы обучающиеся знали, что им дала советская власть и как они ей обязаны.

Лозунг борьбы с безграмотностью, как мы видим, был выдвинут с чисто утилитарными целями. Каждый советский гражданин обязан был уметь читать декреты и постановления своего правительства, воспринимать новые идеи и следовать им. В условиях отсутствия телевидения это значительно облегчало властям агитацию и «промывание мозгов» населения даже в самых удалённых районах. Просвещение и образование граждан в задачи ВЧК ликбез не входило.

Что же касается системы советского народного образования, якобы построенной большевиками уже в середине 1920-х годов, то следует вспомнить, что её строительство началось с полного уничтожения дореволюционной высшей и средней школы. В 1921-1922 годах, стараниями Наркомпроса и Главполитпросвета, полностью были изменены программы школ средней ступени (бывших гимназий и реальных училищ). Зачем советскому человеку мёртвые языки и древняя история? Декретом 1921 года в университетах упразднялись исторические, философские, филологические факультеты и кафедры. Другим декретом был введён обязательный научный минимум, предписывающий изучать такие дисциплины, как исторический материализм, пролетарская революция, история партии и т.д. Летом-осенью 1922 года почти вся старая профессура была выслана в удалённые районы страны или за границу.

«Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно,» - прокомментировал эту акцию Л.Д. Троцкий. Тех, кто дал повод, расстреляли ещё в 1918-1920 годах.

Согласно инструкциям Наркомпроса, из библиотек и читален изымались книги Карамзина, Ключевского, Достоевского, Мережковского, Спенсера и других «вредных» авторов. Главполитпросвет, во главе с Н.К. Крупской, усиленно трудился над составлением списков произведений, ненужных едва обученному грамоте советскому человеку.

В годы нэпа (1921-1928) темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. К 1926 году СССР занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения. В 1926 году в городах проживало 88,6 % грамотных мужчин и 50, 6% женщин. В селе, соответственно, 67,3 и 35,4 %.

В 1928 году, когда страна усиленно готовилась к индустриализации, по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый «культпоход». Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 миллиона человек, а число учащихся в учтённых школах грамоты - 10 миллионов.

В 1930 году было повсеместно введено всеобщее начальное обучение, что создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью. Под малограмотностью имелось в виду, конечно, не отсутствие высшего образования или незнание иностранных языков. В категорию «малограмотных» чаще всего попадали те, кто научился читать ещё до революции и не прошёл советского курса политической грамоты. К таковым мог бы быть причислен и университетский профессор, незнакомый с основными постулатами марксизма…

В результате всех предпринятых правительством «сверху» чрезвычайных мер, к 1936 году в ликбезах было обучено около 40 миллионов неграмотных. В 1933-1937 годах только в учтённых школах занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х годов ситуация с неграмотностью в СССР перестала быть катастрофической. Большинство районов СССР торжественно отрапортовали о её полной ликвидации. Считалось, что в советской стране абсолютно безграмотных не осталось.

Между тем, лично мне уже в 1980-е годы приходилось встречать людей, которые не умели ни читать, ни писать ни на одном языке. В большинстве своём, это были древние старики, родившиеся в глухой глубинке, но один представитель молодого поколения учился со мной в одном классе средней советской школы. Этот уникальный мальчик успешно переходил из класса в класс, учителя – люди с высшим образованием - ставили ему «тройки» по всем общеобразовательным предметам. Только вдруг на экзамене в 8-м (восьмом!) классе, в присутствии комиссии из ГОРОНО, случайно выяснилось, что пятнадцатилетний подросток едва-едва может сложить буквы в слоги и не в состоянии прочесть простой печатный текст. При этом у него не наблюдалось никаких отклонений в развитии, и не было медицинских показаний для перевода в специальное учебное заведение. В начале 1980-х ещё не считалось, что ребёнок при поступлении в первый класс должен уметь читать. Очевидно, этот мальчик не умел, и за восемь лет обучения в школе никому не пришло в голову его научить.

Не исключено, что при современном состоянии российской средней и высшей школы, будущему правительству вновь придётся издавать декрет о ликвидации безграмотности в когда-то «самой читающей в мире» стране. Невероятно, но факт…

97 лет назад, 26 декабря 1919 года Советом Народных Комиссаров был принят поистине исторический декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».

В начале XX века Россия занимала одно из последних мест в Европе по уровню образования. По данным переписи 1897 года в России было только 21% грамотных. Неграмотность почти трех четвертей населения страны тормозила ее экономическое и культурное развитие.

Декрет обеспечивал равноправие всех народов России при ликвидации неграмотности. Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, было обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности.

Обучающимся грамоте рабочий день сокращался на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы. Органам народного просвещения предоставлялось право для организации занятий по обучению неграмотных использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в советских учреждениях. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны с оплатой их труда по нормам работников просвещения. Народный Комиссариат просвещения привлекал к участию в работе по ликвидации неграмотности все общественные организации.

Осуществление ликвидации неграмотности проходило в сложных экономических условиях. Население испытывало огромные лишения и нужду, не хватало хлеба и других предметов первой необходимости. Разруха была вызвана четырехлетней империалистической войной, иностранной интервенцией и гражданской войной. Ликвидация неграмотности проходила в годы, когда осуществлялись гигантские преобразования в промышленности и в сельском хозяйстве, менялся уклад жизни, менялся сам человек. Восстановление народного хозяйства настойчиво требовало ликвидации неграмотности и повышения культуры всего народа. Советское правительство выделяло на борьбу с неграмотностью огромные средства.

В 1925 году энтузиасты борьбы с неграмотностью объединились в добровольное общество «Долой неграмотность». По всей стране были созданы местные отделения этого общества, которые обратились к населению с призывом: «Все на борьбу с неграмотностью». Не боясь преувеличения, можно сказать, что вся страна села за книги. Учились все от мала до велика.

Перепись 1939 года показала, что грамотность среди населения в возрасте от 8 лет и старше достигла 81%. Понятие «ликбез», по существу, уже отошло в область истории, великое чудо свершилось, с неграмотностью было покончено в самый короткий срок. За 20 лет, в ходе проведения ликбеза (1919 - 1939 гг.) в СССР было обучено грамоте свыше 60 млн. человек.


«В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил:

1. Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведётся в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам Наркомата просвещения.

2. Срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами депутатов.

3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения.

4. К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности Наркоматом просвещения и местными органами привлекаются все организации трудового населения…

5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.

6. Для ликвидации безграмотности органами Наркомата просвещения предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях.

7. Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями.

8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.

9. Народному Комиссариату Просвещения поручается в двухнедельный срок издать инструкцию по применению настоящего декрета.

Председатель СНК В.Ульянов

Управляющий делами СНК Вл. Бонч-Бруевич»

Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.

К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

К концу 30-х годов массовая безграмотность была преодолена. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89,7%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные. Так, грамотность мужчин составляла — 96 %, женщин — 83,9 %, городского населения — 94,9 %, сельского — 86,7 %.

Эти было огромное достижение Советского государства, стоявшего на пороге тяжелейших испытаний.