Кронштадтский морской храм. Морской Никольский собор (Кронштадт). Краткая эзотерическая прогулка. Как видим, информация неоднозначная

Морской Никольский собор - православный собор в Кронштадте, построен в 1913 году архитектором Василием Косяковым.

Кронштадт - город-порт на острове Котлин в Финском заливе. Это административный район Санкт-Петербурга. Вопрос о строительстве вместительного собора в Кронштадте поднимался ещё с 1830-х годов, тем не менее только ходатайство вице-адмирала Н. И. Казнакову получило в 1897 году высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку храма.

Возведение Морского Никольского собора было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для церковных парадов. Условием для составления проекта было то чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю. В апреле 1901 года был принят проект архитектора В. А. Косякова, высочайше утверждённый 21 мая 1901 года. В проектировании собора также участвовали гражданский инженер Владимир Шаверновский и гражданский инженер Виксель Александр Иванович.

1 сентября 1902 года началась постройка собора, которую предварил молебен, совершённый протоиереем Иоанном Кронштадтским в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова. 8 мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба. В 1907 году храм был вчерне готов, началась внутренняя отделка. Стоимость строительства собора составила 1.876.000 рублей. Освящение собора состоялось 10 июня 1913 года в присутствии императорской семьи. Собор состоял в приходе кронштадтского морского Богоявленского собора, службы проводились до 1927 года. Окончательно храм был закрыт 14 октября 1929 года.


После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой». В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея. В настоящее время ведутся переговоры между морским ведомством и Русской православной церковью о передаче Морского собора в подчинение церкви. В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест. В 2009 году в Никольском Морском соборе продолжается реставрация.


Собор, в целом, повторяет в плане приём храма Святой Софии в Константинополе. При этом соотношение частей храма отличается от прототипа. Ещё одно похожее сооружение находится в Крыму, в Евпатории)


Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина - 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала - 24 метра; пролеты главных арок - 23 метра. Высота до основания главного купола - 52 метра; внешняя высота с крестом - 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.


Фасад Никольского Военно-Морского собора облицован кирпичом и терракотой и украшен гранитными цоколем и колоннами порталов, а также, в небольшом количестве, майоликой и мозаикой. Главный купол и купола звонниц украшены медными рельефными орнаментами, вызолоченными по мардану. Над главным внутренним пространством господствовал центральный купол диаметром около 27 метров. Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами. Роспись была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор работы художника М. М. Васильева. Рисунок был выполнен частично под мозаику, частично под фрески.


Остальные части храма были окрашены ровным колером. Хоры поддерживаются колоннами, которые увенчаны капителями и, как и наличники внутренних дверных проёмов, покрыты искусственным мрамором. Карнизы покрыты лепными орнаментами. Стены в нижней части были обнесены высокой панелью из цветного мрамора, где на черных досках предполагалось высекать имена погибших чинов флота.

Алтарная часть приподнята в высоту на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н. А. Попова был исполнен из белого мрамора с мозаичными вставками. Над главным престолом возвышалась мраморная сень. Боковые приделы святых Петра и Павла и преподобного Иоанна Рыльского не были отделены от главного. В левой части солеи находилась мраморная кафедра для проповедей. Она была декорирована колонками и мраморными панелями, а также изображением Святого Духа в виде голубя. Пол был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей. В восточной части хор находились парадная ризница и место для хора. Там же хранились иконы с упраздненных судов. На первом этаже размещались ризница и библиотека. На фото - внутреннее убранство собора


Лестница


Морской собор является памятником всем чинам Российского флота, база которого в Кронштадте была создана Петром I.

Рядом с собором расположены два сквера - южный и северный. В северном сквере расположен закладной камень на месте будущего монумента участникам антибольшевистского восстания 1921 года.


Сейчас в храме есть ещё остатки перепланировки пространства храма под зрительный зал клуба и кинотеатра.Только сейчас начинают планировать реставрацию, убирать весь сталинский ампир и возвращать Морскому Никольскому собору первоначальное византийское великолепие…


Никольский морской собор (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Никольский Морской собор в Санкт-Петербурге расположен на берегу Крюкова канала. Является великолепным памятником архитектурного стиля барокко. Николо-Богоявленский храм состоит из двух церквей - нижней и верхней. Нижняя церковь освящена во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца - покровителя всех путешествующих, в том числе и по морю. Верхняя церковь освящена во имя Богоявления Господня. Поэтому полное название храма - Николо-Богоявленский собор. Его строительство было завершено в 1762 году.

По преданию Петр Первый, побывавший в Астрахани, восхищался храмом Святителя Николая и пожелал видеть такой же храм в столице. Но при жизни Петра построен такой храм не был.

По распоряжению Екатерины II храму были подарены 10 образов в честь побед русского флота в битвах со шведами и турками. С тех пор подарки храму делали многие известные люди: композитор Пётр Ильич Чайковский, поэтесса Анна Ахматова и другие.

Стало традицией любое событие в русском флоте отмечать богослужением в храме.

Позже около церкви разбивается сад, проект которого выполнен также С. И. Чевакинским. А позже он был объединен со сквером, построенным купцом Тупиковым. Так рядом с храмом появился публичный сквер, в котором в 1908 году был установлен памятник офицерам и матросам, погибшим при Цусиме 15 мая 1905 года на броненосце «Император Александр III».

Двухэтажный Николо-Богоявленский храм представляет в плане равноконечный крест. В качестве украшений используются лепные гирлянды из цветов и листьев, декоративные скульптуры, стройные белые колонны У храма пять глав с позолоченными куполами. По выступающим углам здания архитектор располагает группы из трех колонн. Фасад раскрашен в ярко-голубой цвет. Праздничность храма создают позолоченные купола. А дополняют фасады балконы с узорными коваными решётками.

В стороне от храма расположена четырехъярусная колокольня. Три нижних яруса колокольни украшены колоннами. Верхний ярус венчает купол с тонким шпилем. Поскольку колокольня сужается кверху, а стены двух нижних ярусов вогнуты, создается впечатление ее воздушности. А близость к воде делает это место романтичным. Колокольня является одной из узнаваемых достопримечательностей Петербурга, которую часто изображают петербургские художники.

Колокольня Никольского собора

В нижней церкви находится Главная святыня Николо-Богоявленского собора - греческая икона святителя Николая Чудотворца 17 века с частицей его мощей.

В верхней церкви можно увидеть резной иконостас (работа мастера И. Канаева). Его украшают иконы, выполненные в византийской традиции (работа живописцев Колокольниковых). Колоннада украшена резьбой в виде гирлянд из цветов и листвы (работа мастера-резчика Игнатия Канаева).

Николо-Богоявленский храм является символом благословения Санкт-Петербурга как города морской славы.

Морской собор святителя Николая Чудотворца (полное наименование — Ставропигиальный Никольский Морской собор города Кронштадта) — крупнейший морской собор времен Российской империи, признан памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня это главный военно-морской храм России.

Никольский Морской собор построен в городе-крепости Кронштадт по указу Николая Второго в 1903 году. Император сам присутствовал при закладке первого камня, а после торжественной церемонии вместе со своим окружением посадил в сквере около собора 32 дуба.

Расписание богослужений в Никольском Морском соборе

Ежедневно утром и вечером в соборе проводятся богослужения:

  • Божественная Литургия — в 10:00 часов;
  • Вечернее Богослужение — в 18:00 часов.

Часы работы

Собор работает каждый день с 10:00 до 19:00 часов. В соборе каждый день также проходит Таинство Крещения, а по четвергам и воскресеньям — чтение Акафиста.

Описание Никольского Морского собора в Кронштадте

Архитектурный стиль Никольского военно-морского собора — неовизантийский. В плане каменный собор похож на храм Святой Софии в Стамбуле — бывшем Константинополе. Центральный купол опирается на апсиды, по бокам размещены колоннады. Диаметр купола — 26,7 метров. Длина собора составляет 83 метра, а ширина — 64 метра.

Высота собора до купола — 52 м, с крестом — 70,5 м. Собор является самым высоким зданием в Кронштадте.

На фасаде из кирпича — терракотовые орнаменты. Фасад украшен также колоннами порталов, над которыми размещены мозаики и иконы. Медные рельефные орнаменты украшают купола. Макет собора можно увидеть внутри, вместе с макетами кораблей и небольшой экспозицией.

Никольский Морской собор внутри

Собор имеет богатое убранство и много внимания уделяется морской теме. Он задумывался не просто как храм, а как памятник всем погибшим морякам. Поэтому внутри были установлены мраморные доски: черные и белые. На черных — имена погибших в боях или при исполнении служебного долга морских офицеров. На белых досках в алтаре — имена погибших в море священнослужителей. Эти памятные доски после революции были демонтированы и использовались для различных хозяйственных целей — например, в качестве ступеней, надгробий и т. д. Сейчас мемориальные доски вновь установлены по периметру стен галереи первого яруса.

Проект собора разработал архитектор В. А. Косяков. В проектировании участвовал инженер А. И. Виксель.

Под куполом — двухъярусные галереи-хоры. Колонны, которые поддерживают хоры, покрыты искусственным мрамором. Карнизы украшены лепными орнаментами.

Скульптор беломраморного иконостаса с мозаичными вставками — Н. А. Попов, авторы проекта — архитектор собора Василий Косяков и его сын Григорий. После уничтожения иконостаса в 1929 году, его восстановление проходило по архивным материалам.

На полу из тонкого мрамора в медной оправе изображены мозаики на морскую тему: рыбы, водоросли, корабли. Все рисунки хорошо видно с высоты, при подъеме в ходе экскурсии на колокольню или под купол. Экскурсия длится 30 минут, за нее платится пожертвование: по отзывам путешественников, от 100 до 400 рублей, выдается аудиогид с рассказом об истории собора. При подъеме нужно будет преодолеть более 200 ступеней.

В соборе — большие круглые витражные окна с религиозными сюжетами. По форме они напоминают иллюминаторы в кораблях, их красоту лучше наблюдать внутри собора. Эти стеклянные полотна восстановлены в 2011-2012 годах.

История

Возведение собора было посвящено 200-летнему юбилею Российского флота. Постройка осуществлялась на пожертвования. Проект был разработан с таким условием, чтобы высота собора была достаточной для того, чтобы купол был ориентиром для моряков.

На церемонии освящения собора, состоявшейся в 1913 году, побывала императорская семья. Службы проводились в соборе до 1927 года, а в 1929 он был закрыт и началось его разорение. Позолоту с куполов смыли, мозаичные иконы были замазаны, мраморный иконостас разобрали. В советское время здание использовали как кинотеатр, концертный зал со сценой на месте иконостаса.

В годы Великой Отечественной войны собор пострадал от артобстрелов. Здесь установлена памятная плита на месте неразорвавшегося вражеского снаряда. Состояние здания сильно ухудшилось, пока оно не использовалось для церковных целей.

В 2002 году началось возрождение собора. Первая Божественная литургия состоялась в 2005 году. Восстановительные работы велись до 2013 года, но регулярные богослужения начались уже в 2012 году.

Иконы и святые мощи

Среди святынь Никольского Морского собора — несколько икон и раки со святыми мощами:

  • икона с частицей мощей святителя Иннокентия;
  • икона святителя Николая Чудотворца;
  • икона святого праведного воина Феодора Ушакова;
  • икона Божией Матери «Державная»;
  • частица мощей святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков;
  • частица мощей святого преподобного Сергея Радонежского;
  • частица мощей святого праведного воина Феодора Ушакова;
  • частицы мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

Как добраться до Никольского Морского собора в Кронштадте

Собор находится в Муниципальном образовании «город Кронштадт» Кронштадтского района Санкт-Петербурга по адресу: Якорная площадь, 5. Якорная площадь находится у главного входа в Кронштадтское адмиралтейство . До собора можно доехать на автобусе № 1Кр, 2Кр, 3Кр, остановка «Пл. Рошаля» в 300 метрах от собора. Эти маршруты ходят по Кронштадту.

Из Санкт-Петербурга можно доехать следующими способами:

  • на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Черная речка». Выйти к остановке маршрутного такси № 405 «Приморский проспект (ул. Академика Королева)» и ехать до остановки «Пл. Рошаля» в Кронштадте.
  • на пятой линии фиолетовой ветки метро ехать до станции «Старая деревня», оттуда — на автобусе № 101 до остановки «Гражданская». До собора нужно будет пройти 1,3 км по ул. Советская.
  • на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Проспект просвещения», сесть на маршрутное такси № 407 до остановки «Гражданская».
  • от станции метро «Автово» первой линии красной ветки на автобусе № 401 доехать до г. Ломоносов, на вокзале сесть в автобус № 175 до остановки «Гражданская».

Карта-схема пешего маршрута от остановки «Гражданская» до собора:

До собора можно доехать на такси: в Санкт-Петербурге работают сервисы Яндекс.Такси, Uber, Gett, RuTaxi, «Максим».

Панорама Ставропигиального Никольского Морского собора:

Видео о Кронштадтском Морском соборе (съемка с воздуха):

Кронштадтский Морской собор October 10th, 2013

Вторая достопримечательность Кронштадта - Никольский Морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца). Я уже упоминала, что его зеленовато-бирюзовый (первоначально, и сейчас - серебристый с золотой "оторочкой") купол был виден и из Лисьего Носа, и из Комарова, и из Петродворца, то есть со всех берегов Финского залива и с моря, и таким образом являлся ориентиром для моряков (маяки там есть другие). С купола собора просматривается пространство на 45 км, что имело важное стратегическое и военное значение. То, что я назвала "оторочкой" - золоченый рельефный орнамент в виде якорей и спасательных кругов (!). Высота собора 70,5 метров, и это до сих пор самое высокое здание в городе.
Морской собор в Кронштадте строился по плану храма Святой Софии в Константинополе (с иным соотношением частей), некоторые элементы декора несут печать эстетики модерна. По архитектурному облику Морской собор относят к неовизантийскому стилю, возникшему в конце XIX – начале XX века в русле культуры модерна как воплощение национально-романтического движения. По замыслу проектировщиков, в нем должно было помещаться до 3000 моряков одновременно.

Морской собор со стороны памятника адмиралу Макарову. Довольно трудно было уместить собор на одном снимке и одновременно передать его громаду.

Никольский собор построен по проекту инженера-архитектора В. А. Косякова. Косяков развил и сделал чрезвычайно востребованной в храмостроении конструкцию свода из перекрещивающихся арок. Он же ввёл её в типологию соборного храма, освободив внутреннее пространство от столпов, став, таким образом, новатором в решении этой задачи. Именно этот принцип лежал в основе купола Св. Софии, и именно он дает ощущение парящего свода (см. пост marinagra http://marinagra.livejournal.com/66619.html). Мне неизвестно, использовал ли Косяков этот принцип в какой-то из других 17 построенных им церквей (многие из них в Петербурге, в том числе в неовизантийском стиле Косяковым построена Казанская церковь Воскресенского Новодевичьего монастыря у Московских ворот, 1912), но считается, что третий такой парящий купол в мире сконструирован в Соборе Святого Вардана (Нью-Йорк, 1968).
Проект был принят в 1901 году, в 1903 году произошла торжественная закладка кирпичных стен (в Высочайшем присутствии, и император с окружением посадили вокруг собора 32 годовалых дубка). В 1913 году строительство было закончено, собор освящен.

Вид Собора с Якорной площади, главный фасад, снимок взят в http://redigo.ru/geo/Europe/Russia/poi/13976/media/photo/2

Храм задумывался как памятник русской морской славы, памятник всем морякам, всем когда-либо погибшим чинам российского флота. В храме собирались реликвии, связанные с историей флота, а также хранились черные мемориальные доски с именами всех флотских офицеров (без различия вероисповедания), погибших в сражениях, при кораблекрушениях и при исполнении служебного долга с 1695 по 1910 год, а также гражданских и медицинских чинов, служивших на военных кораблях. На отдельных белых мраморных досках были записаны имена погибших в море флотских священнослужителей. Вот образец такой доски, я сфотографировала хронологически первую:

Я не рискну дать здесь свои фото интерьера собора. Он потряс меня именно огромным пространством. Парящий купол? Да. Иконостас? Да. Роспись стен? Да. Но главное - хоры меня поразили, балконы с обеих сторон, с колоннами, как бы второй этаж, расширяющий пространство. А у меня простой мобильник, не фотоаппарат. Снимки из интернета. Общий вид внутри:

А вот мои (все-таки!):

В интерьере собора в изобилии присутствует морская тема. Я уже упоминала якоря и спасательные круги на рельефном орнаменте основания купола, хотя тут не просто морская символика, а использование морской темы для выражения духовных, религиозно-патриотических идей. На тяжелых входных дверях выделяются рельефы рыб; изображения рыб, кораблей, якорей, морских животных и растений находятся на мозаичном полу.

Собор действовал 4 года. Затем произошли печально известные события. Иконостас, иконы, мемориальные доски были сорваны, уничтожены, ценные вещи разворованы. В 1929 году храм закрыли и реконструировали под кинотеатр. Во время Великой отечественной войны храм служил наблюдательным пунктом советской артиллерии, сюда перенесли службу точного времени, в цокольном этаже разместили госпиталь. В 1953 году была произведена перепланировка: на месте алтаря устроили сцену, под алтарем - буфет и общественные туалеты, на месте главного входа - кассовый зал. Такая реконструкция вызвала осадку здания, потерю росписей и многих деталей интерьера. По стенам собора пошли трещины, наступила мерзость запустения. Тем не менее в соборе был устроен музей "Кронштадтская крепость", проводились торжественные собрания актива города и гарнизона, танцевальные вечера, концерты художественной самодеятельности.
Возрождение собора связано с именем капитана первого ранга в отставке А.П. Шумского. Этот человек в 1998 году составил и издал книгу "Морской собор в Кронштадте" - репринтное воспроизведение сохранившейся в единичных экземплярах брошюры архитектора В.А. Косякова о своем проекте плюс 200 страниц послесловия к ней. Шумский собрал статьи, обращения, документы, фотоиллюстрации, фотообвинения, исторические справки и публикации кронштадтских газет начала прошлого века. Автор-составитель горел идеей восстановления флотских храмов-памятников и заражал ею читателей. Он отправил тысячи писем и дарил свои книги Президенту России, Патриарху всея Руси, министрам, адмиралам, депутатам, губернаторам, мэрам, разного рода чиновникам, - всем, от кого могло зависеть хоть на шаг продвижение на трудном пути возвращения святыни.
В апреле 2000 года совместная комиссия Главного командования Военно-морского флота и Русской Православной церкви изучила дело и приняла положительное решение.
В октябре 2002 года был поднял крест над куполом собора, в нем стали проходить молебны и богослужения (в частности, по затонувшей подводной лодке "Курск"). Рабочая группа по воссозданию морского собора была создана в 2008 году после визита в собор жены тогдашнего президента России Светланы Медведевой, уроженки Кронштадта. Реставрационные работы начались и шли круглосуточно. 28 апреля 2013 года Патриарх всея Руси Кирилл освятил собор (чин великого освящения храма). В кратчайшие сроки проделан невероятный объем работ.
В восстановленный храм стали приезжать петербуржцы и паломники из других стран. Но свободный вход туда открылся незадолго до моего приезда. Еще летом верующие и туристы отмечали, что попасть в храм невозможно ни в субботу, ни в обычные дни, причем не только туристам, но и иностранным паломникам и священнослужителям (заметка "Широко закрытый Морской собор"

Морской собор в городе-крепости Кронштадт (с тремя престолами — во имя свт. Николая Чудотворца, свв. апп. Петра и Павла и прп. Иоанна Рыльского) был заложен 1 (14) сентября 1902 года по указу императора Николая II в честь 200-летия Российского флота. Молебен на строительство храма совершил святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Автор проекта профессор В.А. Косяков взял за образец собор святой Софии в Константинополе. В возведении собора участвовали командир Кронштадтского форта вице-адмирал Н.И. Казнаков, вице-адмирал С.О. Макаров и другие выдающиеся русские флотоводцы. Построенный на народные пожертвования и средства Морского ведомства, собор был освящен 10 (23) июня 1913 года в присутствии императорской семьи протопресвитером Георгием Шавельским в сослужении протоиерея Иоанна Морева и будущего священномученика протоиерея Алексия Ставровского.

Задуманный как памятник всем морякам, погибшим за Отечество в бою или от ран, Николаевский храм по праву считался духовным центром всего Российского флота. На памятных досках были высечены имена 12 тысяч погибших за Отечество моряков, за которых в соборе ежедневно возносилась молитва. Здесь бережно сохранялись реликвии, связанные с морской славой державы.

Уникальный храм-памятник истории Российского флота стал градостроительной и морской доминантой Кронштадта — главный купол храма виден со всех точек Невского фарватера.

14 октября 1929 года собор был закрыт и разорен. Алтарь Господень был осквернен, память павших воинов поругана, кресты и колокола сброшены. Во время Великой Отечественной войны храм подвергался обстрелам. В разные годы в храме размещались кинотеатр, клуб, концертный зал. Стараниями военных моряков и музейных работников удалось сохранить лишь малую часть великолепного внутреннего убранства, не подвергшуюся уничтожению.

В результате внутренней перестройки собор оказался поделенным по вертикали на две части массивными перекрытиями. В купольной части был нарушен тепловой режим, отсутствовало отопление. В результате неправильной эксплуатации собор оказался в аварийном состоянии, и только оперативное начало восстановительных работ спасло здание от неминуемого разрушения.

В 2002 года приснопамятный благословил возрождение Морского собора в Кронштадте. В тот же год главный купол храма вновь был увенчан крестом.

2 ноября 2005 года, в день рождения святого праведного Иоанна Кронштадтского, в главном храме Военно-морского флота России была совершена первая с момента закрытия Божественная литургия.

По инициативе Святейшего Патриарха Кирилла Попечительский совет по восстановлению собора, и началось его воссоздание как символа морского флота России. Первое заседание Попечительского совета под председательством Его Святейшества, положило начало масштабным восстановительным работам.

Ремонтно-реставрационные работы велись совместными усилиями Русской Православной Церкви, Военно-морского флота, Министерства культуры РФ, деловых кругов и всего российского народа. В частности, в 2010 году на эти цели по федеральной целевой программе «Культура России» было выделено 300 млн. рублей, а на 2011 год — 1 млрд. рублей.

По инициативе главнокомандующего Военно-морским флотом Российской Федерации В.С. Высоцкого был объявлен всефлотский сбор средств на восстановление собора.

Первую Патриаршую литургию в восстанавливаемом Свято-Никольском Морском соборе в Кронштадте 20 ноября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В этот день, по окончании Литургии, состоялась торжественная церемония встречи гюйса с крейсера «Варяг», который будет храниться в музее собора. Затем состоялась закладка памятной капсулы в крест на купол собора, после чего Святейший Патриарх освятил крест.